ЭНЕСИДЕМ


ЭНЕСИДЕМ
    ЭНЕСИДЕМ (ΑΙνησίδημος) из Кносса (сер. 1 в. до н. э.?), античный философ-скептик, первоначально - сторонник платоновской Академии, с которой порвал по причине «догматизма» современных ему академиков (Филона из Ларисы и др.) и основал собственную школу, возобновив скептическое учение Пиррона (согласно Арисшоклу, apud Eus. Pr. Εν. XIV 18, 29). Традиционно считается, что он был родом из Кносса (Κνώσιος, D. L. IX 115-116), согласно Фотию, Э. был из Эг (о ίξ Αιγῶν - Phot. Cod. 212, 169b 19), однако, согласно Аристоклу, цитируемому Евсевием, некий Э. возобновил скептический «вздор» в Александрии египетской (XIV 18,29), что может соответствовать различным местам рождения Э. и его преподавания (более или менее продолжительного).
    Э. был автором сочинений «Пирроновы рассуждения» в 8 кн. (Πυρρώνειοι λόγοι - Sext. Adv. math. VIII215; D. L. IX 106; 116), «Против мудрости» (Ката σοφίας - IX 106; Eus. Pr. Εν. XIV 18, 11); еще три сочинения: «Краткое введение в пирронизм» (Εἰς та Πυρρώνζια ύποτύπωσις - D. L. IX 78), «Основы» (Στοιγειώσεις — Ibid. 16); «Введение» (Πρώτη βίσαγωγη — Sext. Adv. math. X 216), - возможно, не являются самостоятельными трактатами. Сводку основных положений первого из упомянутых сочинений см. у Фотия (Phot. Cod. 212, р. 169Ы8—171а4 Bekker). Сочинения Э. (ныне утраченные) широко использовал Секст Эмпирик, основной источник сведений о пирронизме.
    Э. известен формулировкой 10 скептических тропов (аргументов, τρόπου) в пользу воздержания от суждения (см. D. L. IX 79-88; Sext. Adv. math. VII 345). Первые 5 тропов - или, по Диогену, «апорий согласования видимого (φαινομένων) и мыслимого (νοουμένων)» - сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных существ (людей, животных, птиц) представления об одних и тех же вещах различаются, ибо различна сила их чувства; 2) различны особенности восприятия различных людей (кому-то и на солнцепеке холодно); 3) чувства дают свой специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его желтизну, а вкус - только сладость и т. д.); 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т. д.); 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов (которые у персов и эллинов, массагетов и египтян и т.д зачастую противоречат друг другу), - «отсюда - воздержание (ίποχη) от суждения об истинности».
    Остальные 5 тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие (пурпур при свете солнца имеет один оттенок, а при луне - другой; камень в воздухе тяжел, а в воде - легок); 7) восприятие всех предметов искажается пространством (большой предмет издалека кажется маленьким); 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества (вино и пища могут и укреплять, и расслаблять); 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности (где землетрясения часты, там им не удивляются); 10) все соотносительно: верх мыслится в паре с низом, правое с левым и т. д., но прежде всего все мыслимое соотнесено с нашим мышлением, — т. е. все непознаваемо (άγνωστα) само по себе. Диоген отмечает разный порядок расположения 8-го, 9-го и 10-го тропов у Э., Секста и Фаворина (D. L. IX 87), составивших школьные руководства по этому вопросу. О широкой известности тропов Э. может свидетельствовать (хронологически первое) упоминание о них у Филона Александрийского (1 в. н. э.). Ср. также 5 тропов Агриппы.
    К «Пирроновым положениям» Секста Эмпирика восходит сообщение о сопоставлении Э. скептической философии и философии Гераклита (Sext. Pyrrh. I 210-212: «Последователи Э. говорили, что скептический способ рассуждения служит путем к философии Гераклита»); сходство усматривалось в том, что скептики говорят: «кажется, что противоположности относятся к одному и тому же», а Гераклит: «противоположности существуют в отношении одного и того же», так что первый тезис предшествует второму (догматическому). Сам Секст Эмпирик, напротив, считает, что скептический способ рассуждения не способствует пониманию философии Гераклита (I 212, 2-3). Как полагают исследователи, из сообщения Секста не следует, что Э. был в каком-то смысле последователем Гераклита, но что он либо предлагал свою интерпретацию (ср., напр., представление учения Гераклита в платоновском «Теэтете»), либо полемизировал со стоической интерпретацией и адаптацией учения Гераклита.
    Лит.: Zeller Е., Pappenheim Ε. Der angebliche Heraclitismus des Skeptikers Ainesidemos. В., 1889; Rist J. The Heracleteanism of Aenesidemus, - Phoenix 24, 1970, p. 309-319; Burkhard U. Die angebliche Heraklit-Nachfolge des Skeptikers Aenesidem. Bonn, 1973; Striker G. The ten tropes of Aenesidemus, - Burnyeat M. (ed.). The Sceptical Tradition. Berk., 1983, p. 95-115; Decleva Caizzi F. Aenesidemus and the Academy, - CQ 42, 1992, p. 176-189; Mansfeld J. Aenesidemus and the Academics, - The Passionate Intellect. Essays on the transformation of Classical Traditions. Ed. by L. Ayers. N. Bruns.; L., 1995, p. 235-248; Perez B. Énésidème, - DPhA III, 2000, p. 90-99. См. тж. лит. к ст. Скептицизм.
    М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭНЕСИДЕМ" в других словарях:

  • ЭНЕСИДЕМ —          из Кноса (1в. до н. э.?), др. греч. философ скептик, последователь Пиррона. Восстановил филос. школу скептиков (традицию Пиррона), после того как платоновская Академия в лице Антиоха Аскалонского отошла от скептицизма. Сформулировал… …   Философская энциклопедия

  • ЭНЕСИДЕМ — (1 в. до н. э.) древнегреческий философ, представитель скептицизма. В сочинении Пирроновы речи сформулировал 10 тропов аргументов против возможности достоверного знания о чем либо …   Большой Энциклопедический словарь

  • энесидем — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Энесидем — У этого термина существуют и другие значения, см. Энесидем (значения). Энесидем древнегреческий философ из Кносса (остров Крит); учил в 70 х годах до н. э.[источник?] в Александрии, восстановил учение Пиррона, был основателем новой школы… …   Википедия

  • Энесидем — древнегреческий философ (I в. до н. э.), представитель скептицизма. В сочинении «Пирроновы речи» сформулировал 10 тропов  аргументов против возможности достоверного знания о чём либо. * * * ЭНЕСИДЕМ ЭНЕСИДЕМ (1 в. до н. э.), древнегреческий… …   Энциклопедический словарь

  • ЭНЕСИДЕМ —    • Αίνεσίδημος,        1. скептик из Гносса на о. Крите, пытался, как кажется, довольно безуспешно возобновить и далее развить пирроновский скептицизм. Из его главных произведений (λόγοι Πυρρώνειοι, в 8 кн.) мало дошло до нас;        2. отец… …   Реальный словарь классических древностей

  • ЭНЕСИДЕМ — (по гр. ainesidemos): греческий философ (Кнос, I в. после Р.Х. ?). Преподавал в Александрии и оставил след в истории скептицизма. Сформулировал основные аргументы в защиту скептицизма, так называемые десять Тропов …   Философский словарь

  • Энесидем — ЭНЕСИДÉМ (1 в. до н.э.), др. греч. философ, представитель скептицизма. В соч. Пирроновы речи сформулировал 10 тропов – аргументов против возможности достоверного знания о чём либо …   Биографический словарь

  • Энесидем (значения) — Энесидем древнегреческий философ. Энесидем правитель Акраганта в VI V вв. до н. э …   Википедия

  • Пиррон —     Пиррон Элидский был сын Плистарха (как сообщает Диокл); вначале он был живописцем (говорит Аполлодор в Хронологии ), потом – слушателем Брисона, сына Стильпона (говорит Александр в Преемствах ), а потом Анаксарха, которого сопровождал повсюду …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.